Школьное лесничество "Кедр" 1 год обучения

 

Дорогие ребята! Уважаемые родители!

 
В период дистанционного обучения проводится окружной конкурс "Сохраним лес от пожара"



🌳Окружное автономное учреждение «Леса Ямала» проводит ежегодный конкурс рисунков на тему «Сохраним лес от пожара».

Кто приглашается к участию❓
➡ Обучающиеся общеобразовательных учреждений муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного-округа (возрастная категория от 7 до 15 лет).


❗Заявки и работы на конкурс принимаются в период с 25 января по 25 февраля 2022 года.
Конкурс проводится в двух возрастных группах:
- 7 – 10 лет;
- 11 – 15 лет.
В каждой возрастной группе по итогам оценки экспертной группой определяются призовые места (I, II, III места).


🎨 Рисунки победителей будут размещены на информационных противопожарных аншлагах (стендах), установленных на территории лесного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа
.
 ПРИГЛАШАЮ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ.

Муниципальный этап Всероссийского конкурса экологических рисунков

Рисунки могут быть выполнены на любом материале (ватман, картон, холст и т.д.) и в любой технике рисования (масло, акварель, тушь и т.д.), кроме использования любых компьютерных программ.

 Темы:

     «Мир воды»  рисунки, изображающие водные экосистемы и их обитателей, и затрагивающие проблемы охраны водных ресурсов планеты;

   «По лесной тропинке» рисунки о лесе и его обитателях, а также о проблемах сохранения лесных экосистем;

  «Домашние питомцы» - рисунки, изображающие домашних животных, приветствуются сюжетные картины, отражающие характер питомцев и отношения с хозяевами; номинация проводится в партнерстве с ООО «Нестле Россия»;

«Экологическая среда города» - рисунки, отражающие экологические проблемы и возможные пути улучшения городской среды обитания;

 «Заповедные уголки родного края» - рисунки, посвященные особо охраняемым природным территориям (далее - OOПT): заказникам, заповедникам, памятникам природы и их обитателям; приветствуется региональный компонент, обязательно указать название OOПT;

  «Родные пейзажи» - рисунки, основным предметом изображения которых является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа, рисунки, отражающие красоту родной природы; региональный компонент приветствуется;

   «Охраняемые растения и животные» - рисунки, изображающие растения и животных, занесенных в Красную книгу; региональный компонент приветствуется;

 «Зеленое будущее планеты» - рисунки, отражающие возможное будущее планеты и цивилизации, размышление о позитивных вариантах развития, построенных на сотрудничестве человека и природы;

«Здоровье нашей планеты в наших руках» рисунки, изображающие различные виды природоохранной деятельности детей и взрослых;

«Профессия Эколог» рисунки, изображающие реальные и возможные профессии будущего, которые будут связаны с экологией, охраной и бережным отношением к природе. Возможно изображение специалистов этих профессий за работой.

  На Конкурс от одного автора может быть принято не более одной работы.

Запрещается плагиат, любая перерисовка или иное копирование с чужих картин, рисунков, фотографий, а также с иных видов изображений. Участник Конкурса должен нарисовать свой рисунок, отразить личное восприятие сюжета.

12.02.2022г.
Тема занятия: Рекреационное лесопользование. Использование лесов для отдыха и оздоровления человека
Понятие рекреация произошло от польского – rekreacja – отдых, и латинского recreatio – восстановление сил, выздоровление. Леса, предназначенные для отдыха населения, называют рекреационными. К рекреационным лесам относят городские леса (леса расположенные в городской черте), лесопарки 1-го и 2-го округов зон санаторной охраны курортов, зеленых зон ле- чебно-оздоровительных учреждений (домов отдыха, санаториев, пансионатов, лагерей отдыха детей школьного и дошкольного возрастов). Рекреационными объектами являются также 50-200-метровые полосы леса по обеим сторонам туристических и прогулочных маршрутов в лесах 2-ой и 3-ей групп лесохозяйственной частей зеленых зон; 100-метровые полосы, примыкающие к пляжам, стоянкам туристов и рыбаков в водоохранных лесах; 100-метровые полосы вокруг автостоянок в защитных лесах вдоль автомобильных дорог; участки леса, специально отведенные для отдыха в национальных и природных парках, заказниках и др.

Виды рекреационного лесопользования

Отдых – это состояние покоя или деятельности, при которой восстанавливается трудоспособность. Наиболее быстро восстанавливается трудоспособность в лесу. Основные виды отдыха показаны на рисунке 1.

Количество единовременно отдыхающих в лесу составляет: с населением более 1 млн. человек – до 60% от общего количества жителей; с населением от 0,5 до 1,0 млн. – 40%, с населением 0,25 – 0,5 млн. – 20%, с населением менее 0,25 млн. – 10%.

В.С. Моисеев (1990) и другие исследователи кратковременный отдых в лесопарках С. – Петербурга подразделяют на дорожную, бездорожную, добывательскую, бивуачную, транспортно-бездорожную и инфраструктурную рекреации.

Дорожная форма рекреации наиболее характерна для лесов с развитой инфраструктурой. Отдыхающие здесь передвигаются по дорожнотропиночной сети и направление их регулируется указателями.

Бездорожная рекреация характерна для большинства лесопарков с отсутствием лесной инфраструктуры. В этих случаях отдыхающие свободно передвигаются по лесу поодиночке или группами по 2-3 человека, не нанося ущерба древесной растительности. При такой рекреации отдыхающие предпочитают среднеполнотные сосняки или березовые рощи и участки с невысоким травостоем.

Добывательская рекреация связана с бессистемным передвижением с целью собирания лекарственного сырья, грибов, цветов и др. Чаще всего посещаются ягодные и грибные места.

Бивуачный вид рекреации предусматривает устройство пикников с походами или спортивным туризмом. Для этих целей выбирают хорошо проходимые места. Это обычно групповой отдых, когда устраивают палатки, купаются или занимаются рыбной ловлей, сбором ягод, грибов или спортивными играми.

Транспортно-бездорожный вид отдыха – это передвижение по лесу автотранспортом, включая элементы дорожной, бездорожной и бивуачной формы рекреации. Передвижение на транспорте позволяет осваивать отдаленные участки леса. Использование транспортных средств требует строительства кемпингов, автостоянок, пунктов питания, объектов сервисного обслуживания.


 

 10.02.2022г.
Тема занятия: Значение леса в жизни человека и природе
 Сегодня на занятии мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса. А какое многообразие растений в лесу! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.
- С помощью лесов наша планета «дышит». Лес очищает воздух и от пыли. Растения леса выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли, и это еще не все.
Посмотрите, пожалуйста, презентацию.
После просмотра презентации, нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

(Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.)

-  О чем должны помнить люди, приходя в лес?

( Лес – наше богатство, это «легкие нашей планеты».)


03.02.2022г.

План занятия 
1. Вводная беседа 
2. Необходимое оборудование для сбора насекомых 
3. Методы сбора, ловушки и приспособления для сбора насекомых 
Ход занятия 
Организационный этап 
 Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать насекомых и познакомимся с комплектом оборудования, которое всегда при себе должен иметь исследователь в полевых условиях при сборе насекомых, но прежде, давайте с вами подумаем и скажем, какое же самое главное оружие энтомолога при охоте за насекомыми? Наверняка вы его знаете и могли им ранее пользоваться при выездах на природу с семьей или друзьями. Это сачок. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: Методика сбора насекомых. 
1. Вводная беседа
Любое исследование животных (фаунистическое, экологическое, морфологическое или др.) – предполагает сбор разнообразного материала, который служит основным объектом для изучения. Сбор фактического научного материала должен отличаться от любительского коллекционирования. Для целенаправленного подхода к сбору материала необходимо предварительно ознакомиться с особенностями образа жизни изучаемой группы насекомых и с теми экологическими условиями, в которых насекомых легче находить, наблюдать и удобнее всего ловить. Научные сборы и коллекции дают возможность систематизировать насекомых, решить важные вопросы биологии и географического распространения. В процессе сбора материала при полевых работах накапливаются экологические и вообще биологические сведения, полезные в научном и практическом отношении. При сборе материала и выборе для этого наиболее целесообразной методики и приемов сбора необходимо учитывать ряд особенностей, которыми характеризуется та или иная группа насекомых. Для получения наиболее ценных в научном отношении сборов, кроме знания особенностей жизни насекомых, важно и умение хорошо разбираться в ландшафтах, знать почвы и растительность. Для того чтобы сборы имели научную ценность, необходимо проводить их, придерживаясь общепринятой методики, технических приемов, пользуясь разнообразными приспособлениями. Сбор насекомых обычно проводят на различных частях растений. Собирают их в почве, на земле, под камнями, поваленными деревьями, в лесной подстилке, во мху, на траве и вообще во всех местах, где они могут укрыться. Наиболее простой и распространенный способ сбора большинства насекомых – ручной. При этом, в зависимости от насекомого, обстановки и среды, пользуются пинцетами различной формы, ловчей пробиркой или смоченной в спирте кисточкой для сбора мелких насекомых. Производят сбор насекомых механическими способами: при помощи эксгаустера, сачка, сетки и т.д., так же поведенческими – при помощи различных приманок, ловушек, эклекторов. Способ сбора зависит от биологических особенностей насекомого. 
2. Необходимое оборудование для сбора насекомых
 Для сбора насекомых пользуются универсальным сачком, который представляет собой мешок из плотной материи (бязь, мельничный газ, капроновая сетка, тюль или марля), укрепленный на металлическом обруче, который прикреплен к палке. При изготовлении сачка, выбор материала для палки (рукоятки), мешка и обруча зависит от его назначения. Для отлова насекомых в воздухе, воде, в растительном покрове необходимы различные сачки: воздушные, сачки для энтомологического кошения, сачки для сбора насекомых в кроне деревьев и на кустарниках, сачки с привязными (съемными) мешочками, складные сачки. Для специальных сборов насекомых, главным образом летающих, пользуются воздушным сачком из тюля, капроновой сетки, мельничного газа или, в худшем случае, из марли; для количественного сбора (кошений) мешок шьют из более прочной материи (толстой капроновой сетки или бязи). Размеры обруча различны. Сачки, предназначенные для количественных сборов, должны быть стандартными, рекомендуют размеры 35,7 см, 30 см и 20 см. Форма мешка на вершине может быть округлой или конической. При проведении количественных учетов методом энтомологического кошения довольно часто применяют сачки с привязными мешочками. Сбор насекомых методом энтомологического кошения проводят следующим образом: сачок берут в одну руку так, чтобы конец палки доходил до локтя. Обруч сачка размещают примерно перпендикулярно к поверхности земли или кроне куста или дерева. Затем сачком быстро проводят по растению. Лучшие результаты от кошения получают в том случае, если при ударе по растению оно нагибается обручем, и находящиеся на нем насекомые стряхиваются в мешок сачка. Следовательно, сачок нужно вести так, чтобы нижняя часть рамы ударяла по растению, а верхняя проходила по нему. Нельзя вести сачок по самой поверхности почвы, т.к. в этом случае в него набираются комья земли, и выборка насекомых становится невозможной. Насекомые крупных и средних размеров при известной практике легко извлекаются из сачка рукой. Начинающие энтомологи, студенты часто не берут насекомых руками из-за боязни быть ужаленными или укушенными. В таких случаях руководителю экскурсии надо предварительно объяснить или напомнить экскурсантам признаки жалящих перепончатокрылых. Стоит опасаться контактов волосистых гусениц бабочек с открытой кожей, особенно лица и шеи: содержащиеся в волосках ядовитые вещества при обламывании могут вызвать сильное раздражение. Бабочек извлекать из сачка надо очень осторожно, так как даже при легком прикасании пальцами к крыльям последние теряют чешуйки, а такая бабочка, следовательно, теряют свою научную и эстетическую ценность. Поэтому брать бабочек пальцами надо только за грудной отдел, стараясь это сделать так, чтобы крылья были направлены вверх, после чего для умерщвления бабочки грудной отдел сдавливается с боков. Крупных мух (саркофагид, мусцид, каллифорид, тахин и др.), пойманных методом индивидуального отлова с помощью прозрачного сачка, удобно извлекать пальцами следующим образом: после перегиба мешка сачка непосредственно под обручем (чтобы пойманная муха не улетела) сачок просматривается на просвет, найденная муха захватывается большим и указательным пальцами левой руки с наружной стороны сачка, который затем выворачивается наизнанку (с одновременным удерживанием мухи), и насекомое бросается в открытую остальными пальцами левой руки и правой рукой морилку. Мелких насекомых извлекают из сачка, как правило, с помощью эксгаустера, или всасывателя той или иной конструкции. Выборка насекомых с помощью эксгаустера имеет ряд преимуществ, по сравнению с извлечением их пальцами или пинцетом: насекомые не теряются, не повреждаются, сборы из разных биотопов можно легко дифференцировать, меняя пробирки эксгаустера и т.д. Эксгаустеры применяются и при сборе мелких насекомых непосредственно с растений, в подстилке и т.п. Описано много разных конструкций эксгаустеров. Эксгаустер самой простой и очень удобной конструкции представляет собой широкую пробирку диаметром обычно 20-25 мм и длиной 85-110 мм, плотно закрывающуюся корковой или резиновой пробкой. В пробку вставляются две стеклянные трубочки диаметром 5-6 мм. Длина одной трубочки 40-50 мм, другой – 160-180 мм. Короткая трубочка проходит внутрь пробирки на 10-15 мм, длинная – на 15-30 мм. На наружный конец короткой трубочки надевается резиновая трубка длиной до 40 см. На внутреннем конце этой же трубочки с помощью нитки или резинового колечка укрепляется фильтр из марли (2-3 слоя) или мелкоячеистой капроновой сетки для предотвращения попадания пыли и самих насекомых в рот сборщика. Вместо эксгаустера иногда удобно (особенно при сборе прыгающих насекомых – цикадок, листоблошек и др.) использовать ловчую пробирку, т.е. пробирку с коническим дном с отверстием, вдающимся в середину. В целях подготовки энтомологической коллекции и для изучения морфологических и анатомических структур насекомые должны быть умерщвлены. Для умерщвления наземных насекомых используются морилки различных конструкций. Самая простая из них представляет собой банку, лучше широкогорлую, цилиндрическую с хорошо пригнанной корковой пробкой; последнюю желательно пропитать парафином. В банку помещают ленточки фильтровальной бумаги для поглощения влаги, выделяемой насекомыми. В качестве анестезирующих веществ в морилке чаще всего применяют этилацетат, хлороформ, серный эфир или, хуже, ацетон. В самом крайнем случае годится 25% нашатырный спирт (раствор аммиака). Указанными жидкими веществами пропитывают вату или резину и помещают в морилку на дно или укрепляют в пробке. Сачок, морилка, эксгаустеры – приспособления, без которых невозможно проведение какой-либо энтомологической экскурсии, во время которой проводится отлов насекомых. Кроме них, требуется еще ряд инструментов и принадлежностей, использующихся на экскурсии и в экспедиции, в зависимости от ее цели (лопатки, ножи, пила, топорик, пинцеты, лупа, полевые сумки, контейнеры, полевой дневник, карандаши, ручки, компас, карты, персональный навигатор и т.д.). Некоторые из них, например, полевая сумка, полевой дневник, карандаш или ручка и некоторые другие, необходимы в такой же степени, как и сачок. 
3. Методы сбора, ловушки и приспособления для сбора насекомых. 
К методам сбора, ловушкам и приспособлениям для сбора насекомых, обитающих в травянистом покрове и на кустарниках, а также летающих насекомых, относятся следующие: полотно; волокуши; ловчие конусы; ловушки для сбора насекомых-опылителей; кошельковая ловушка для сбора насекомых, обитающих в травянистом покрове; биоценометры (для сбора и исследования фауны на поверхности земли); ловушки Малеза; «оконные» ловушки; ловушка для сбора мигрирующих обитателей травянистого покрова и изучения их миграций и т.д. К методам сбора насекомых, обитающих на деревьях, относятся – сбор насекомых в кроне деревьев; «стряхивающие» ловушки; сбор насекомых на стволах деревьев и стволовые ловушки; ловушки для сбора насекомых на горизонтальных ветвях; ловушки для паразитов и комменсалов птицдуплогнездников и т.д. К клейким, пищевым или другим приманочным ловушкам относятся – клейкие ловушки; паточные ловушки; ловушки с приманкой в емкости; желтые ловушки (тарелки, чашки) Мерике; водные ловушки («ловушки смерти», «лужи смерти») и т.д. Лов на свет с помощью светоловушек самых разных конструкций. Сбор насекомых, обитающих в почве и на её поверхности, обитателей дупел, муравейников и экскрементов – ручной сбор; энтомологическое сито; почвенные сита; ловушки для сбора и изучения миграций насекомых, обитающих на поверхности почвы («миграционная» ловушка); ловчие ямки, канавки и простейшие почвенные ловушки; почвенные ловушки с приманкой; ловушки для насекомых, питающихся экскрементами и мертвыми животными и их остатками и т.д.  Задание: изготовить традиционный нескладной сачок (приложение). 
 – Сегодня на занятии мы много говорили о методике сбора насекомых. Итак, давайте ответим на поставленный в начале занятия вопрос. Что же относится к комплекту оборудования для сбора насекомых? Что из этого оборудования необходимо в первую очередь? (Сачок, морилка, эксгаустер, лопатки, ножи, пила, топорик, пинцеты, лупа, полевые сумки, контейнеры, полевой дневник, карандаши, ручки, компас, карты, персональный навигатор и т.д.). Что нового вы для себя узнали сегодня? Что осталось непонятным? 

Контрольные вопросы

Методика сбора насекомых 
1. Назовите необходимое оборудование для сбора насекомых. 
2. Что такое морилка? 
Для чего она используется 
3. Какие инструменты и принадлежности, кроме сачка, морилки, и эксгаустера, используются на экскурсии или в экспедиции, во время которой проводится отлов насекомых. 
 4. Перечислите методы сбора, ловушки и приспособления для сбора насекомых, обитающих в травянистом покрове и на кустарниках, а также летающих насекомых сбора насекомых. 
5. Перечислите методы сбора насекомых, обитающих на деревьях. 
6. Перечислите клейкие, пищевые и другим приманочные ловушки для насекомых. 
7. Перечислите методы сбора насекомых, обитающих в почве и на её поверхности, обитателей дупел, муравейников и экскрементов животных.
29.01.2022г.
          Тема занятия: Классификация насекомых.                                         Знакомство с основными отрядами

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение насекомых, рассмотрим на какие же отряды делятся насекомые и познакомимся с их представителями. 



 

 

Основные отряды насекомых

 1.Основные отряды насекомых можно разделить на две крупные группы: отряды с полным и неполным превращением. – Посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите, что общего у представителей насекомых с неполным превращением (То, что все они имеют три стадии развития: яйцо, личинку (нимфу) и имаго (взрослое насекомое), т.е. развиваются постепенно и их личинки внешне похожи на взрослое насекомое). 
2. Отряды насекомых с неполным превращением К основным отрядам с неполным превращением относятся следующие: Стрекозы, Таракановые (тараканы и термиты), Богомоловые (богомолы и эмпузы), Прямокрылые (кузнечики, саранча, медведка, сверчки), Полужесткокрылые (клопы, тля, цикады), Пухоеды и вши. 
– Посмотрите, пожалуйста, презентацию и скажите, а что общего у представителей насекомых с полным превращением (То, что все они имеют четыре стадии развития: яйцо, личинку, куколку и имаго (взрослое насекомое), т.е. развиваются с резко выраженным метаморфозом и их личинки внешне совершенно не похожи на взрослое насекомое). 
3. Отряды насекомых с полным превращением К основным отрядам с полным превращением относятся: Жуки, Двукрылые (Мухи и комары), Перепончатокрылые (Пчелы, осы, муравьи, шмели), Сетчатокрылые (Златоглазка, муравьиный лев, мантиспа), Бабочки, Блохи. 
– Отгадав загадку, вы определите, с какого из основных отрядов насекомых мы начнем изучение нового материала. 
То взлетит, то крылья сложит, 
То расправит их... 
Похожа 
На порхающий цветок 
В летний солнечный денёк 
 – Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние недаром называли их летающими цветами – до того они красивы. Много легенд и сказаний у разных народов мира связано с этими небесными созданиями. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью: бабочки символизируют все самое лучшее в жизни человека, а пара бабочек означает семейное счастье. В индийской легенде говорится, что если нашептать бабочке свое желание и выпустить ее, то оно непременно исполнится.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, видеоролик 

Все Про Бабочек I BBC Документальный Фильм | Eyewitness | Butterfly



 Особенности отряда Бабочки или Чешуекрылые: представители отряда отличаются разнообразной окраской своих крыльев. К этому отряду относятся крапивница, капустница, тутовый шелкопряд и др. Крылья у бабочек покрыты видоизмененными волосками – чешуйками, имеющими способность преломлять свет. От этого явления зависит переливчатая окраска крыльев многих бабочек. Личинки бабочек называют гусеницами. Они имеют грызущий аппарат, длинное тело. Их слюнные железы, кроме слюны, выделяют еще и шелковые нити, из которых перед окукливанием плетут кокон. Взрослые бабочки – очень хорошие опылители растений. Гусеницы большинства бабочек растительноядные, поедая листья растений, наносят значительный вред, например капустная белянка, яблоневая моль, златогузка, кольчатый шелкопряд и др. Гусеница комнатной моли питается шерстяными изделиями, повреждая их, некоторые гусеницы портят муку и другие пищевые продукты. Тутовый и дубовый шелкопряды – их с давних времен разводит человек с целью получения шелка (из коконов). Много больших бабочек необычайно красивы, например махаон, аполлон и др. Очень интересна крупная бабочка ночной павлиний глаз, на крыльях которой имеются глазчатые пятна. Ее гусеница крупная, мясистая, зеленого цвета, перед окукливанием плетет кокон величиной с куриное яйцо. Большие ночные бабочки с остроугольными крыльями, отличающиеся очень быстрым полетом – бражники, – названы так потому, что охотно питаются побродившим и пахучим соком деревьев, особенно березовым, выступающим на ранах и пнях.
 – Отгадав загадку, вы определите, о каком отряде далее пойдет речь. 
Пищит над ухом он всю ночь
 И укусить тебя не прочь. 
Ну и зануда, вот кошмар! 
Писклявый, маленький … 
Об особенностях отряда Двукрылых: к этому отряду относятся всем известные насекомые: мухи, комары, мошки, оводы, слепни и др. похожие на них насекомые, обладающие одной парой прозрачных крыльев. Вторая пара крыльев превратилась в так называемые жужжальца. Обыкновенный комар обитает в болотистых и сырых местностях. Особенно многочисленны комары, бывают в середине лета. Жители тайги и тундры называют их скопления гнусом. Колющими ротовыми частями комары легко прокалывают кожу человека и сосут его кровь. Червеобразные личинки комаров живут в стоячей воде. Питаясь, личинки растут, линяют и превращаются в подвижных куколок. Куколки комаров тоже живут в воде, питаться они не могут, поэтому скоро превращаются во взрослую особь. 
            (Просмотр видеофрагмента развитие комара) 


Малярийного и обыкновенного комара различают по посадке. Обыкновенный комар (пискун) держит свое тело параллельно поверхности, на которой сидит, а малярийный – под углом к ней, высоко подняв задний конец тела. Малярийный комар откладывает яйца в водоем по одному, обыкновенный – пачками, плавающими на поверхности в виде плотиков. Личинки грибных комаров живут в плодовых телах шляпочных грибов. Мухи, в отличие от комаров, имеют короткие усики. Личинки их белые, как правило, безногие и безголовые. У комнатной мухи червеобразные личинки живут и развиваются в кухонных отбросах, в кучах навоза и нечистотах, куда муха откладывает яйца. Перед окукливанием личинки выползают из нечистот, проникают в почву и превращаются в куколок. Вылупившиеся из куколок взрослые мухи летают повсюду в поисках пищи. Из уборных и выгребных ям они перелетают на открыто лежащие продукты питания и загрязняют их. Мухи переносят на пищу человека бактерии желудочно-кишечных заболеваний и яйца аскарид. Поэтому очень важно вести борьбу с мухами. Продукты питания защищают от мух марлей или колпаками, овощи и фрукты перед употреблением моют. Мошки – длинноусые кровососы небольших размеров, личинки которых развиваются на дне водоемов с проточной водой. В тропиках и субтропиках, в Крыму водятся очень мелкие комарики – москиты. Их личинки развиваются во влажных почвах, норах грызунов и т. д. Москиты – переносчики многих болезней (малярия и др.). У нас обитает «гессенская муха», уничтожающая злаковые растения. Оводы, слепни наносят большой вред человеку и домашним животным своими укусами, а также способностью переносить возбудителей таких опасных болезней, как туляремия, сибирская язва. Вместе с тем мухи являются опылителями многих растений. Из отряда двукрылых особый интерес представляют мухи-тахины. Их тело покрыто крепкими щетинками. Мухи-тахины паразитируют на гусеницах бабочек и личинок пилильщиков. Из яиц, отложенных на поверхности тела жертвы, выходит белая безголовая червеобразная личинка. Хитиновыми частями ротового аппарата она прокусывает отверстие в покрове хозяина и внедряется внутрь его тела. Там она поедает внутренности жертвы. Когда с нею покончено, личинка проделывает новое отверстие и покидает пустой хитиновый покров хозяина. Вскоре она съеживается и покрывается бурой оболочкой. В нем формируется куколка, а затем – и взрослая муха. 

Контрольные вопросы 1. Перечислите основные отряды насекомых. 2. Какие отряды насекомых относятся к насекомым с полным превращением? Почему? 3. Какие отряды насекомых относятся к насекомым с неполным превращением? Почему?


Комментариев нет:

Отправить комментарий